В 1981 году на базе научно-производственного НПО "Реставратор"
была образована творческая мастерская по художественной обработке янтаря, которая занялась
изготовлением копий и реконструкцией янтарных изделий
XVII-XVIII вв. Будущие реставраторы
Янтарной комнаты осваивали старые приемы и способы обработки балтийского самоцвета, постигали
забытые секреты. Помимо восстановления технологии прошлых веков, пришлось заняться и новыми
разработками, которые обеспечили бы долговечность воссозданного янтарного декора. К работе были
привлечены различные научно-технические организации и высококлассные специалисты. Так, например,
при участии ПО "Научфанпром" был найден оптимальный вариант деревянной основы для
янтарного набора, минимально реагирующий на изменения температурно-влажностного режима и
исключающий осыпи янтаря. С помощью специалистов НИИ Земной коры разрабатывались механические и
термические способы обработки этого минерала. Центральная Ленинградская научно-исследовательская
лаборатория судебной экспертизы участвовала в поиске оптимального химического состава мастик для
наклеивания янтаря на основу. Благодаря уникальному методу фотограммометрии, разработанному во
ВНИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела, удалось на основе довоенных фотографий, дающих
плоское изображение, рассчитать высоту янтарной резьбы.
Флорентийские мозаики Янтарной комнаты -
отдельная тема в разговоре о возрождении утраченного шедевра. Воссоздание полихромных мозаик из
натуральных камней на основе довоенных черно-белых фотографий казалось более чем проблематичным.
Однако научное исследование, целью которого являлось установление автора и места изготовления
мозаик, привело к счастливой находке. Удалось узнать, что во Флоренции сохранились живописные
полотна, послужившие моделями для мозаичных картин Янтарной комнаты. С этого момента возможность
воссоздания мозаик уже не вызывала сомнений, но возникли другие не менее сложные проблемы,
связанные с отработкой технологических приемов и сбором камне-самоцветного сырья. Мозаичные
картины должны были быть максимально приближены к живописным оригиналам. Потребовалась огромная
цветовая палитра природных оттенков каменного сырья, собранного со всей территории бывшего СССР:
Казахстана, Алтайского края, Кольского полуострова, Среднего и Южного Урала, Забайкалья, Украины
и др.
Проектная документация по воссозданию Янтарной комнаты, разработанная группой
архитекторов под руководством А. А. Кедринского, включала в себя прорисовку всех
янтарных панно в натуральную величину с последующим изготовлением цветовых эталонов -
воспроизведением деталей в цвете.
Изготовление панелей Янтарной комнаты сложный процесс с четкой последовательностью
выполнения каждой операции. Все фрагменты комнаты набирались на деревянную подоснову,
выполненную из дуба. Сейчас подосновой для всех щитов является специальная фанера и особого качества
древесина. Янтарь - дорогостоящий материал, поэтому в XVII -XVIII веках
деревянную подоснову выполняли таким образом,чтобы максимально сократить расход этого самоцвета.
Создание деревянной конструкции для крепления янтарных элементов - это отдельный этап.
<<
>>
|
Цветовые эталоны Янтарной комнаты
После прорисовки всех янтарных панно в натуральную величину были изготовлены цветовые эталоны - воспроизведение деталей в цвете. В фотогалерее представлены несколько эталонов - панелей нижнего яруса, узких гравированных панелей, а также эталон одной из Больших зеркальной рам.
|
Технология работ по воссозданию Янтарной комнаты
Первый этап
После размещения на щите всех деревянных конструкций, предназначенных для воссоздания объемных и сложнопрофилированных деталей,
оставшееся пол щита заполнятся плоским мозаичным набором, который времено фиксируется на мастику.
|
|
|
Второй этап
Параллельно с этим идет работа над изготовлением в янтаре сложнопрофилированных элементов - рам, тяг, карнизов.
После завершения работ над плоским мозаичным набором на щит временно монтируются сложнопрофилированные детали.
|
Третий этап
Далее начинается воссоздание объемных элементов - гирлянд, листьев, картушей и.т.д.
Эти детали выполняются самыми квалифицированными мастерами.
|
|
|
Четвертый этап
После того как все элементы готовы, они предварительно монтируются на щит.
Проверяется вся композиция целиком.
|
Пятый этап
Затем каждая деталь проходит термическую обработку. Далее наступает самый решающий этап в процессе
воссоздания - колорирование. В соответствии с цветовыми эталонами, каждый элемент проходит окраску,
путем варки в специальных красящих растворах; после чего осуществляется окончательный монтаж щита.
|
|
информация |
история |
описание |
декоративная отделка |
флорентийские мозаики |
плафон и паркет |
коллекции |
библиография |
второе рождение |
исследование |
технологии |
процесс |
современно |
финансирование |
динамика |
мастерская |
пазл |
о янтаре |
музей |
музей |
музей |
возвращение |
о проекте
|